НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О Национальном совете
Общие положения
1. Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (далее – Национальный совет) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.

2. Основной целью деятельности Национального совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества.

3. Национальный совет руководствуется в своей деятельности Конституцией, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим положением.
Основными задачами Национального совета являются:

1. Проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов;

2. Рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества;

3. Обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов;

4. Осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан
Состав Национального совета
Национальный совет состоит из председателя Национального совета, его заместителя, членов и секретаря. Председателем Национального совета (далее – Председатель) является Президент Республики Казахстан.

Председатель Национального совета:
  • осуществляет общее руководство деятельностью Национального совета;
  • определяет место и время проведения заседаний Национального совета;
  • дает поручения заместителю председателя, членам и секретарю Национального совета.

Состав Национального совета формируется из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора. Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана входят в состав Национального совета по должности. По решению Председателя в Национальный совет могут быть включены представители общественных советов республиканского и местного уровней, а также иные лица. Решениями Национального совета могут создаваться рабочие группы по отдельным сферам развития общества. Рабочие группы формируются из состава Национального совета.

Члены Национального совета вправе:
  • вносить предложения по плану работы Национального совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов;
  • участвовать в подготовке материалов к заседаниям Национального совета, проектов его решений;
  • принимать участие в обсуждении и разъяснении вопросов в обществе, рассматриваемых на заседании Национального совета. Члены Национального совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Члены Национального совета имеют подписанные Главой государства удостоверения члена Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.

Секретарь Национального совета:
  • обеспечивает разработку проекта плана работы Национального совета;
  • формирует проект повестки дня его заседаний;
  • организует подготовку материалов к заседаниям Национального совета, а также проектов протокольных решений;
  • оповещает членов Национального совета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Национального совета, своевременно обеспечивает их необходимыми материалами;
  • привлекает в установленном порядке для осуществления отдельных видов работ экспертов, ученых и специалистов;
  • проводит выездные консультативные совещания в регионах;
  • осуществляет иные полномочия по поручениям Председателя.




Хронологический порядок создания Национального совета общественного доверия

Время События

12 мая 2019 год

Совещание с членами Республиканского общественного штаба Nur Otan

Решение о включении инициативы создания НСОД в предвыборную программу К.К. Токаева.

«В Национальный совет войдут наиболее достойные представители нашего общества. 

В рамках Совета мы будем проводить общественную экспертизу важных законопроектов и общенациональных программ развития». 

Предвыборная программа К.К. Токаева, 12 мая 2019 г.

12 июня 2019 год

Церемония вступления К.К. Токаева в должность Президента

Во время инаугурационной речи 12 июня Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подтвердил, что диалог власти и общества «должен строиться на признании плюрализма мнений» и объявил о создании Национального совета общественного доверия.

«Разные мнения – но единая нация. Вот главный ориентир. Поэтому я решил создать Национальный совет общественного доверия». 

Инаугурационная речь К.К. Токаева 12 июня 2019 г.

12 июня 2019 год

Подписан Указ о создании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан

В этот же день Президент подписал Указ о создании Национального совета общественного доверия.

«В соответствии с пунктом 20 статьи 44 Конституции Республики Казахстан постановляю создать Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан».

Данный Указ стал одним из первых правовых актов К.К. Токаева в качестве избранного Президента, что еще раз подчеркивает большое значение и приоритетное место НСОДа в политической модернизации, проводимой К.К. Токаевым с учетом мнений и позиций представителей гражданского общества. Своим указом Президент республики задал тренд на общественно-политические перемены в стране и укрепление разных институтов гражданского общества.

Середина июня – середина июля 2019 год

Представители Администрации Президента провели консультации с представителями политических партий, гражданского общества, выслушали их предложения по работе совета. Так же был произведен анализ публикаций, экспертных мнений в СМИ и социальных сетях. Анализ активности разных общественных деятелей.

Секретарь Совета, советник Президента РК Ерлан Карин о формировании состава Совета: 

«Сейчас много так называемых ситуативных лидеров, которые сегодня появляются, поднимают какие-то вопросы, а завтра исчезают из информационного, общественно-политического поля. Мы не можем на них опираться. Поэтому встречались с разными фигурами, деятелями, активистами и спрашивали, узнавали их предложения и видение по формату деятельности с учетом того, насколько долго они занимались актуализацией тех или иных проблем. Естественно, мы учитывали их компетентность. Я думаю, что состав достаточно сбалансированный».

17 июня 2019 год

Президент К.К. Токаев подписал Указ об утверждении Положения (см. Приложение 2) и состава Нацсовета.

В это же день, советник Президента, секретарь НСОД Е. Карин и члены Совета М. Абенов, Ж. Кожык и М. Тайжан на площадке Службы центральных коммуникаций презентовали состав НСОД широкой общественности.

28 августа 2019 год

Подготовительное заседание НСОД.

Члены НСОД обсудили формат работы, регламентировали свою деятельность, распределились на 3 рабочие группы. В каждую группу – политическую, экономическую и социальную – вошли профильные эксперты.

 

Таким образом, НСОД, являясь консультативно-совещательным органом, в составе которого представлен широкий круг общественности, стал одним из ключевых политических инструментов Президента К.К. Токаева по дальнейшему реформированию и модернизации политической системы страны с учетом общественных мнений и существующих позиций. НСОД в первую очередь является ведущей площадкой по вовлечению представителей политических партий и граж- данского общества, а также активной части общественности в процесс принятия решений, которые направлены на системное преобразование всех сфер жизни общества.

Цели НСОД

Целью НСОД является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества:

  • Проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов
  • Обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов
  • Осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Казахстана
  • Рассмотрение значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества


Действующий Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан имеет ряд особенностей, обусловленных его значимостью для государства и общества.

  • Высокий статус НСОД. Совещания, заседания проводятся под председательством и с участием Главы государства, Руководителя Администрации Президента с привлечением руководителей ведомств.
  • Ротационный порядок формирования состава НСОД. Привлечение к участию в работе НСОД представителей всех социальных групп общества, обеспечение плюрализма мнений и свободы выражения существующих в обществе позиций.
  • Регламентированная процедура организаций мероприятий. Совет поделен на несколько рабочих групп. Решения Нацсовета принимаются путем голосования большинством голосов. Подобная процедура позволяет обеспечить равный доступ и открытость обсуждений.
  • Разнотипность форматов встреч. В ходе работы НСОД активно используются как двусторонние встречи, так и многосторонние встречи членов совета с представителями государственных органов.

В целом можно выделить следующие форматы работы НСОД:

  • заседания рабочих групп с участием государственных органов;
  • еженедельные заседания по определенной тематике под председательством руководителя Аппарата Президента с участием представителей госорганов;
  • личные встречи Президента с членами Нацсовета.

Вышеупомянутые особенности НСОД подчеркивают устремленность К.К. Токаева не просто «услышать» запросы граждан, но и задать универсальную модель взаимоотношений внутри самого гражданского общества, который характеризуется разобщенностью и наличием различных, порой и диаметрально противоположных точек зрения. Важность НСОД заключается не только в продвижении политического диалога и канала коммуникаций между властью и обществом, но и в его вкладе в развитие диалога внутри самого общества. НСОД позволил собрать за одним «столом» представителей различных социальных групп.

Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают, что НСОД дублирует функции законодательного и представительного органа страны – Парламента. Однако следует понимать, что принцип разделения властей предполагает строгое разграничение полномочий между Президентом и Парламентом. Таким образом, будучи дистанцированным от деятельности законодательного органа, Президент в рамках своей компетенции формирует консультативно-совещательную площадку с гражданским обществом для выработки согласованной и взвешенной стратегии дальнейшего развития Казахстана. Многие рекомендации Нацсовета будут включены в повестку реализуемой К.К. Токаевыем политики, где в дальнейшем при изменении законодательных актов или принятия новых правовых документов все решения будут рассмотрены и утверждены в Парламенте.

Важная особенность НСОД, отличающая ее от работы Парламента, – это его консультативная функция. Здесь ключевым является обратная связь и прямой диалог с экспертным сообществом Казахстана, у которого есть свое, возможно, во многом альтернативное видение будущего Казахстана.

 

«Поэтому при принятии решений по стратегическим вопросам позиция большинства населения будет безусловно учитываться.

Наша формула государственной власти: сильный, полномочный Президент – влиятельный, дееспособный Парламент – подотчетное народу Правительство.

Именно такая политическая система наиболее полно соответствует потребностям нашего государства в сложных геополитических реалиях, способствует выполнению стоящих перед нами стратегических задач».

Инаугурационная речь К.К. Токаева 

12 июня 2019 год

 

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что образование НСОДа происходило на фоне сложных социально-политических процессов в обществе, а именно сопровождалось:

  • Ростом протестной активности, который характеризовался оживлением в электоральный период молодежных движений с призывами «за честные и справедливые выборы», в дальнейшем институализированные в гражданское движение «Оян, Қазақстан!». Сюда же можно отнести мобилизацию независимых наблюдателей, активность которых пришлась на день выборов. Вместе с тем, ситуация осложнялась периодически «вспыхивавшими» трудовыми конфликтами, антикитайскими выступлениями и др.
  • Не снижающейся социальной напряженностью, которая продолжает проявляться в выступлениях многодетных матерей с требованиями предоставления им жилья.

Однако все это послужило в большей степени для актуализации тем общественно-политического, социально-экономического положения населения, которые были включены в повестку работы НСОД. Создание НСОД – это не ситуативная реакция на митинги и протесты, а результат планомерной и продуманной политики К.К. Токаева на пути к политической модернизации и трансформации государственной системы.

«В то же время процесс политической трансформации общества будет продолжаться. Политическая надстройка должна соответствовать глубоким экономическим преобразованиям, в противном случае может произойти торможение реформ.

В целом, нам предстоит повысить ответственность власти перед народом. Особое внимание будет уделено развитию гражданского общества».

Инаугурационная речь К.К. Токаева 

12 июня 2019 год

 

Таким образом, можно заключить, что создание НСОДа входит в число комплексного видения Президента процесса по сближению власти и населения, где Нацсовет занимает значимое место в системе артикуляции и агрегации социальных интересов. НСОД стал эффективной диалоговой площадкой, обеспечивающей вовлеченность гражданского сектора в обсуждение наиболее актуальных вопросов общегосудар- ственного развития для дальнейшего принятия политических решений.

НСОД – это площадка, направленная на развитие и эволюцию политического диалога. Новый канал коммуникаций. Данная инициатива послужила началом на пути к выстраиванию конструктивного диалога, где повышение доверия становится основным принципом политики Главы государства, заложив основу новому подходу модернизации и реформирования страны.



Общественные деятели представляют большинство состава Совета. Каждый четвертый член НСОД является активным общественником. Следующей наиболее многочисленной группой являются представители образовательной и исследовательской среды, они составляют практически одну пятую часть состава Совета. Представители средств массовой информации и организаций, связанных с информационной средой, являются третьей наиболее значительной группой. В целом, репрезентативность этих групп в составе Совета отвечает актуальным вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни страны, которые были подняты на повестке заседаний НСОД.

Состав НСОД в профессиональном разрезе

 

 

Возрастной состав 

В возрастном составе представлены все группы взрослого населения Казахстана.

 

 

13% членов Национального совета – это представители современного поколения нашей страны, граждане в категории от 20 до 39 лет. Очень символично, что самый молодой представитель Совета член Ассамблеи народа Казахстана, лидер республиканского молодежного движения «Жаңғыру жолы» Максим Споткай 1991 года рождения, является ровесником Независимого Казахстана.

Практически половина членов Национального Совета – это представители среднего возраста от 40 до 49 лет. Самому старшему члену Совета общественному деятелю Сейдахмету Куттыкадам 73 года.

Состав НСОД в гендерном разрезе

В гендерном разрезе Совет в большей степени представлен мужчинами.

 

 

Утвержденное Президентом Положение регламентировало работу Совета. Так, согласно Положению о Национальном совете общественного доверия Председателем является Президент Республики Казахстан, который лично присутствует на заседаниях Совета. В его компетенции входят:

  • осуществление общего руководства деятельностью Национального совета;
  • определение места и времени проведения заседаний;
  • поручение заместителю председателя, членам и секретарю Национального совета.
  • при необходимости включение в состав Нацсовета представителей общественных советов республиканского и местного уровней, а также иных лиц. 

 

Председательство Президента в Совете придает консультативному органу особый высокий статус, предусматривающий выстраивание диалога и взаимодействия на самом высоком уровне.

В состав Национального совета по должности входят Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Согласно положению, члены Национального совета вправе:

  • вносить предложения по плану работы Национального совета, повестке дня его заседаний и порядку обсуждения вопросов;
  • участвовать в подготовке материалов к заседаниямНационального совета, проектов его решений;
  • принимать участие в обсуждении и разъяснении вопросов в обществе, рассматриваемых на заседании Национального совета.

 

Члены Национального совета не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

В целях вовлечения в диалоговый процесс широкого круга общественников в составе НСОД предусмотрена ротация.