НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Заседания совета
Второе заседание НСОД: первый пакет реформ - I часть
20 декабря 2019 г. в ходе второго заседания НСОД Глава государства обнародовал первый пакет реформ по модернизации Казахстана. Предложения и рекомендации членов рабочих групп НСОД по социальной, политической и экономической модернизации легли в основу озвученных Главой государства поручений законодательным и исполнительным органам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ


В рамках реформ по экономической модернизации Главой государства были представлены следующие меры:

Землепользование

Общая площадь таких земель в Казахстане – 202 млн га, из которых 105,3 млн га вовлечено в сельхозоборот. Много участков, находящихся в землепользовании, длительно не используются либо используются нерационально. Согласно Земельному кодексу РК, участок земли, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, считается нерационально использованным или неосвоенным, если не используется по назначению в течение двух лет подряд.
Земельный кодекс предусматривает изъятие у недобросовестных землепользователей неиспользуемых либо нерационально используемых сельхозземель. В отношении таких землепользователей государство применяет меры экономического воздействия, увеличивая ставку земельного налога в 10 раз с момента выявления факта нарушения закона. Принудительное изъятие участков у собственников земельных участков и землепользователей производится в судебном порядке. Для этого органы, осуществляющие госконтроль за использованием и охраной земель, подают иск в суд.
Землевладельца должны предупредить о начале процедуры изъятия земли.

Поручение Главы государства:
В целях усиления государственного контроля за рациональным использованием сельскохозяйственных земель поручено провести пилотный проект по космомониторингу земли в ряде областей; увеличить базовые налоговые ставки за неиспользуемые земельные участки с 10 до 20 раз; сократить срок не- использования сельхозземель для принудительного изъятия с текущих двух лет до одного года.

Государственный аудит


На сегодняшний день актуальной проблемой является отсутствие доступа общественности к результатам государственного аудита и контроля Счетного комитета. Согласно сведениям Общественного фонда Transparency Kazakhstan с 2005 года публикуемые на сайте Счетного комитета отчеты стали менее прозрачными и информативными. По данным Transparency Kazakhstan, с 2005 года бюллетень о проверке использования средств республиканского бюджета по отдельным бюджетным программам, а также в Министерстве юстиции и его подведомственных организациях уменьшился по объёму в 21 раз. Бюллетень по итогам государственного аудита в Актюбинской области сократился в 14 раз. Подобная закрытость, по мнению Transparency Kazakhstan, ограничивает возможности гражданского общества принять участие в объективной оценке деятельности госорганов.

Поручение Главы государства:
В целях повышения подотчетности и открытости государственных структур поручено обеспечить регулярную публикацию Счетным комитетом основных результатов своих аудиторских мероприятий по проверяемым госорганам и организациям.

Квазигосударственный сектор

По разным оценкам доля государства в экономике составляет более 50% ВВП. Как правило, госпредприятия представлены в конкурентных сферах экономики, таких как:перевозка, логистика, торговля. Сейчас для госкомпаний законодательно разрешены 348 видов деятельности, они работают в 44 сферах. Согласно сведениям НПП РК «Атамекен», несмотря на проводимую политику, направленную на сокращение доли государства, наблюдается рост создания новых госпредприятий, с 2000 года количество госпредприятий увеличилось с 23 723 до 26 612. Государственными органами создаются под свои нужды новые предприятия и госкомпании, при этом, вопросы развития конкуренции зачастую остаются без внимания.
Между тем, Счетный комитет РК отмечает низкую эффективность квазигоссектора.
В силу отсутствия необходимости экономить и смещения центра принятия решений на государственные органы нивелирована мотивация в эффективном управлении. При этом за прошедший год общий чистый доход квазигоссектора вырос на 18% при увеличении убытков в 5 раз. Кроме того, реинжиниринг бизнеспроцессов и цифровизация деятельности в субъектах квазигоссектора не находятся в списке приоритетных задач.
Поручение Главы государства:
В целях сокращения количества предприятий квазигоссектора поручено внести предложения по сокращению количества госпредприятий на более чем 30%, в особенности в крупных городах.

Социально-трудовая сфера


Одной из актуальных проблем в социально-трудовой сфере Казахстана являются нарушения при привлечении иностранной рабочей силы. По состоянию на октябрь 2019 года МТСЗН и Генеральной прокуратурой РК на 49 предприятиях был выявлен 791 факт нарушений трудового и миграционного законодательства. Из них на 24 предприятиях было отмечено более 476 фактов создания неравных условий в оплате труда и выплате премии между казахстанскими и иностранными рабочими.
Кроме того, отмечаются случаи нарушений работодателями при привлечении иностранной рабочей силы на основе установленной квоты. На сегодняшний день в стране 2 425 компаний привлекают на работу иностранцев. Вместе с тем, согласно проверке МТСЗН РК было выявлено 183 факта выполнения иностранцами работы по специальности, не соответствующей выданному разрешению или заключенному трудовому договору.
Поручение Главы государства:
В целях нивелирования ситуаций по дискриминации казахстанцев со стороны иностранных работодателей поручено сократить квоты на привлечение иностранной рабочей силы до 40%; обеспечить регулярными проверками предприятия численностью более 250 человек, привлекающие более 30 иностранных работников; пересмотреть Правила установления квоты на иностранную рабочую силу и Правила выдачи разрешений.


Внешний долг государства


Согласно данным Национального Банка РК по состоянию на 1 июля 2019 года внешний долг Республики Казахстан составил 158,3 млрд долларов США или 87,7% к ВВП (улучшение с начала года на 0,8 процентных пункта). В структуре внешнего долга попрежнему преобладает межфирменная задолженность (63,3%), внешний долг корпоративного сектора перед несвязанными кредиторами занимает 25,1%, государственный внешний долг (Правительство и Национальный Банк) – 8,0%, внешние обязательства банковского сектора (БВУ и АО «Банк развития Казахстана») - 3,6%. За первое полугодие 2019 года внешний долг страны сократился на 467,6 млн долларов США. Государственный внешний долг увеличился на 323,0 млн долларов США до 12,6 млрд долларов США за счет роста рыночной стоимости суверенных еврооблигаций, частично нивелированной погашением госу- дарственных внешних займов.
Поручение Главы государства:
В целях прекращения спекуляции на предмет чрезмерной задолженности нашей страны перед внешними кредиторами поручено разработать Единый реестр внешнего долга в виде оцифрованной базы данных.

Ведение бизнеса


Одним из важнейших компонентов госполитики является создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Содействие развитию предпринимательства всегда было приоритетной задачей для правительства страны. В данном аспекте, Казахстан в годы независимости вел планомерную политику по созданию комфортной среды для бизнес начинаний.
На сегодняшний день, общая доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП страны составляет 28%. Всего в Казахстане зарегистрировано 1,3 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых задействовано 3,27 млн человек. Нужно отметить, что порядка 40% экономически актив- ного населения страны работают на предприятиях малого и среднего бизнеса, крестьянских или фермерских хозяйствах, а также в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом, лидерами по количеству зарегистрированных индивидуальных предпринимателей являются – Алматы (117,1 тыс.), Нур-Султан (83,3 тыс.), а также ВКО (66,4 тыс.). На долю трех указанных регионов приходится более 30% от всего количества ИП по республике.
Значительную роль в динамичном развитии предпринимательской среды играют государственные программы по развитию бизнеса. В данном контексте, ключевой программой поддержки предпринимательства является «Дорожная карта бизнеса – 2020». За 9 лет функционирования в рамках данной программы было оказано финансирование на сумму 457,1 млрд тенге для реализации различных бизнес проектов. Согласно данным фонда «Даму», за период 2010-2017, предприятия, получившие государственную поддержку, выплатили налогов на сумму 900 млрд тенге.
Между тем, все чаще в Казахстане фиксируются случаи экономических преступлений. В 2018 году службой экономических расследований комитета госдоходов Минфина РК задержано 62 человека, разыскиваемых за совершение уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности. Предприниматели становятся жертвами недобросовестных поставщиков товаров или услуг. К примеру, в правоохранительные органы поступают заявления от компаний, совершивших предоплату подрядчикам, но не получившим соответствующую услугу. Одной из распространенных причин данных практик являются списания налоговыми службами средств у подрядчиков в счет погашения задолженностей. В этой связи актуализируется необходимость создания открытых баз данных посредством которых предприниматели могли бы проверить компании на предмет налоговой задол- женности перед государством.
Поручение Главы государства:
В целях предоставления предпринимателям эффективного инструмента для оценки и проверки своих потенциальных контрагентов поручено создать открытую интегрированную базу данных по субъектам бизнеса.

Осуществление транзакций


Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для Казахстана, так и для ряда других государств. Отдельные разновидности теневой деятельности признаны угрозами национальной экономической безопасности, их обоснованно включают в число глобальных проблем совре- менности. На сегодняшний день, согласно сведениям Министерства финансов РК, объем теневого рынка Казахстана составляет до 30% от ВВП. Согласно данным статистики, оптовая и розничная торговля в течение последних трех лет занимает самую большую долю теневой экономики в ВВП, при этом общий объём оборота отрасли доходит до 5,2 тлрн тенге. В то же время доля теневой экономики на рынках недвижимости и реализации автотранспорта составляет около 3 триллионов тенге.
От деятельности теневых бизнесменов «страдают» как государство, так и честные предприниматели. Государство не дополучает налоговые отчисления, в то время укрытие реальных доходов бизнесменами создает неравные условия для всех предпринимателей и негативно отражается на конкурентной среде. В свою очередь, работа по выводу бизнеса из «тени» в Казахстане проводится путем совершенствования налогово-таможенной политики и увеличения доли безналичных оборотов.
Поручение Главы государства:
В целях перевода оплаты за крупные транзакции исключительно в безналичный наблюдаемый формат поручено подготовить пакет законодательных поправок, обеспечивающих внедрение безналичного расчета при первичной реализации жилья и автотранспортных средств.

Цифровые услуги

Несмотря на внедрение программы «Цифровой Казахстан» и перевод значительной части государственных услуг в электронный формат, на практике требуются документы на бумажном носителе. Так, за 11 месяцев 2019 года в Казахстане порядка 80 тысяч граждан были наказаны за отсутствие с собой водительского удостоверения, и технического паспорта, путевого листа, и еще разного рода документов.
Поручение Главы государства:
В целях повышения качества предоставляемых цифровых услуг, а также исключения необходимости предоставления документов на бумажных носителях поручено провести оцифровку удостоверения личности; водительского удостоверения, технического паспорта, путевого листа, и других релевантных документов.

Реформы в направлении Экономической модернизации

Реформы Испонитель
Внедрение пилотного проекта по космомониторингу земли в ряде областей МСХ РК, МЦРИАП РК
Увеличение базовых налоговых ставок за неиспользуемые земельные участки с 10 до 20 раз. МСХ РК
Сокращение срока неиспользования сельхозземель для принудительного изъятия с текущих двух лет до одного года. МСХ РК
Публикация Счетным комитетом основных результатов своих аудиторских мероприятий по проверяемым госорганам и организациям. Счетный комитет РК
Внесение предложений по сокращению количества госпредприятий на более чем 30%, в особенности в крупных городах. Правительство РК
Сокращение квоты на привлечение иностранной рабочей силы до 40%. МТСЗН РК
Охват регулярными проверками предприятий численностью более 250 человек, привлекающие более 30 иностранных работников МТСЗН РК
Пересмотр Правил установления квоты на иностранную рабочую силу и Правила выдачи разрешений. Предусмотрение сокращения иностранного персонала по 4-ой категории (рабочие специальности), а также ужесточение требования по местному содержанию в кадрах. МТСЗН РК
Разработка Единого реестра внешнего долга в виде оцифрованной базы данных. МНЭ РК, МФ РК, НБ РК
Ежемесячная и ежеквартальная публикация обмена трансфертами Национального фонда на валютном рынке. НБ РК
Создание открытой интегрированной базы данных по субъектам бизнеса. Правительство РК, НПП «Атамекен»
Подготовка пакета законодательных поправок, обеспечивающих внедрение безналичного расчета при первичной реализации жилья и автотранспортных средств. Правительство РК, НБ РК
Оцифровка документов: удостоверение личности водительское удостоверение, технический паспорт, путевой лист, и др. Правительство РК
С полным отчетом заседания можете ознакомиться Здесь
Участники
Читайте также