НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Заседания совета
Второе заседание НСОД: первый пакет реформ - IV часть
С момента второго заседания НСОД поручения Главы государства в направлении экономической, социальной и политической модернизации вступили в активную фазу реализации.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОГО ПАКЕТА ПОРУЧЕНИЙ


С момента второго заседания НСОД поручения Главы государства в направлении экономической, социальной и политической модернизации вступили в активную фазу реализации. В результате совместных обсуждений членов НСОД и представителей профильных министерств в составе рабочих групп был подготовлен целый ряд законопроектов.

Реализация экономического блока реформ


Согласно поручению Президента РК, внедряется практика космомониторинга земель в ряде областей. В частности, Министерством сельского хозяйства РК подготовлен приказ от 17 января 2020 года «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министра сельского хозяйства РК», в рамках которого предусмотрено проведение пилотного проекта по космомониторингу земли в ВКО, Акмолинской, Мангистауской, Костанайской областях.
Нужно отметить, что на основе данных дистанционного зондирования Земли проводится постоянный мониторинг пахотных земель. Созданы цифровые векторные карты сельскохозяйственных угодий. Общая площадь оцифрованных сельскохозяйственных земель составляет более 33 млн га, из них 12,4 млн га определены как залежи, 19,4 млн га – пашни, 1,6 млн га – сенокосы. Дальнейшее расширение системы космического мониторинга позволит государственным органам повысить эффективность оценки, планирования и принятия управленческих решений по использованию сельскохозяй- ственных земель. Кроме того, космический мониторинг позволит проводить обследование и выявлять неиспользуемые земли без нарушения норм моратория на осуществление проверок бизнеса. У проверяющих органов будет отсутствовать необходимость выездных проверок, вместо этого кон- тролирующие органы смогут осуществлять проверку дистанционно в режиме онлайн.
Значимым вопросом на повестке дня является рациональное использование земель сельхозназначения. В настоящее время, Министерством сельского хозяйства РК подготовлен проект внесения поправок в законодательство, которые позволят увеличивать налоги на неиспользуемые участки в 20 раз . Необходимость данной меры обуславливается острой необходимостью предоставления сельхозугодий категории фермеров, которые реально заинтересованы в обработке земли.
Между тем, собственникам сельхозземель, которые не используют участки по своему прямому назначению, будет сокращено время, предоставляемое для исправления и целевого освоения простаивающих угодий. Об этом свидетельствует проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель», разработанный Министерством сельского хозяйства РК.
Соответствующая поправка предусматривается в статье 92, пункте 3, Земельного кодекса РК. По действующим нормам принудительно изъять землю можно только на третий год с момента обнаружения нецелевого использования участка. Предлагаемое изменение предоставит возможность изымать землю уже через год после факта установления простоя надела.
Нужно отметить, что действующая норма принудительного изъятия земель ввиду своей сложности занимает чрезмерно длительное время. Так, после проверки субъекту контроля выдается предписание сроком на один год. Через год проводится контрольная проверка, и в случае неиспользования земель выдается предписание еще на один год. В результате только на третий год подается иск в суд об изъятии земельного участка. В данном контексте, сокращение срока неиспользования сельхозземель до одного года позволит повысить ответственность землевладельцев по использованию земель.
В направлении регулирования трудовых отношений, согласно сведениям Министерства труда и социальной защиты, в результате проверок осуществленных на 105 крупных предприятиях, во втором полугодии 2019 года было выявлено более 1000 нарушений миграционного трудового за- конодательства. При этом 27 компаний допустили порядка 470 фактов диспропорции в оплате труда. Оперативные меры были приняты, было возбуждено 397 административных дел, с наложением штрафов на сумму 100 млн тенге. Кроме того, ранее выданные 703 разрешения, были отозваны и 507 иностранцев были выдворены из страны. Из них 250 – граждане Китая, 43 граждане Великобритании, 40 Албании и граждане других стран.
Согласно последнему проекту Закона о труде, разработанного Министерством труда и социальной защиты, устанавливается дополнительная обязанность и ответственность работодателей с созданием равных условий по оплате, а также равных условий труда и быта между иностранной и местной рабочей силой. Кроме того, регламентируется периодичность проверок. В частности инспекция труда будет иметь возможность осуществлять ежегодную проверку компаний, которые нанимают иностранную рабочую силу .
Вместе с тем, постановлением Правительства РК No 984 от 27 декабря 2019 года, сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 40% с 49 тысяч до 29 тысяч единиц. При этом, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Северо-Казахстанская области полностью отказались от привлечения иностранных работников по четвертой категории (рабочие специальности) и планируют покрыть потребности работодателей за счет местных специалистов. Принятие квоты позволит защитить внутренний рынок труда от неквалифицированной иностранной рабочей силы, трудоустроить больше казахстанских кадров, а также удовлетворит спрос работодателей на квалифицированную иностранную рабочую силу.
В рамках исполнения поручения Президента, с января 2020 года Национальным банком на ежемесячной основе публикуется информация по конвертациям трансфертов из Национального фонда на валютном рынке и трансфертов из Национального фонда.
Нужно отметить, что Национальный фонд выполняет 2 основные функции – сберегательную (накопление средств для будущих поколений казахстанцев) и стабилизационную. Реализация стабилизационной функции предполагает выделение средств в виде гарантированного трансферта в респу- бликанский бюджет. На 2020 год размер трансферта составит 2,7 трлн тенге.
Между тем, поступления в Национальный фонд осуществляются как в национальной, так и иностранной валютах. Поэтому при расчете объема, подлежащего конвертации, Национальный банк принимает во внимание остаток на тенговом счете Национального фонда и ожидаемый объем тенговых поступлений. При недостаточности средств на тенговом счете для осуществления трансферта согласно графику, предоставляемому Минфином, Национальный Банк конвертирует средства Национального Фонда из валюты в тенге.
При проведении операций по конвертации части валютных активов Национального фонда, Национальный банк придерживается принципа нейтральности, т.е. не стремится повлиять на конъюнктуру валютного рынка, равномерно распределяя продажи валюты в течение месяца.
Кроме того, для повышения доверия населения к экономической политике государства Национальным банком разработан проект Стратегии денежно-кредитной политики, совместно с Министерством национальной экономики и Министерством финансов определен формат публикации Реестра внешнего долга .
В целях улучшения бизнес среды и защиты прав потребителей, в настоящее время НПП «Атамекен» разрабатывается единый бизнес-реестр субъектов предпринимательства . Единый бизнес-реестр будет интегрирован с более 100 баз данных государственных органов. В итоге представится возможность публикации в открытом доступе «информационного портрета» каждого предпринимателя. Запуск реестра планируется на второе полугодие 2020 года.
Согласно поручению Президента РК, расширяется цифровое взаимодействие государства и граждан. Законопроект «О цифровых технологиях», разработанный Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК предполагает легитимизацию цифровых документов в мобильном приложении eGov Mobile. В скором времени, цифровые документы, включая удостоверение личности, водительские права, свидетельство о браке и другие смогут применяться наравне с бумажными. Другими словами, гражданам будет достаточно предъявить органам власти цифровые документы через смартфон.
Согласно данным МВД РК, на сегодняшний день у полицейских имеется порядка 6 тысяч планшетов. Интегрированная база данных позволит полицейским в режиме онлайн проверять все правоустанавливающие документы граждан.

Реализация социального блока реформ


В целях повышения эффективности работы квазигосударственного сектора Правительством были определены 10 национальных холдингов и национальных компаний, в состав советов директоров которых будут введены представители гражданского общества.
По итогам первого цикла «бюджета народного участия» в г. Алматы было подано 333 проектных предложений, наиболее успешные из которых будут реализованы в течение 2020 года. Значительное количество предложений от горожан поступило по таким направлениям развития городской среды, как установка и ремонт спортивных, детских игровых площадок на дворовых территориях; создание, ремонт, благоустройство общественных пространств (парки, скверы, велодорожки и пр.); установка топиарных фигур, малых архитектурных форм, а также предложения по социально значимым проектам.
Сегодня практика «Бюджет участия» активно распространяется в других областях Казахстана. Акимат столичного района Сарыарка стал одним из первых районных администраций, открывших прием заявок по проектным предложениям в г. Нур-Султан, приняв в общей сложности 43 заявки.
В конце апреля 2020 г. депутаты Сената Парламента РК приняли поправки в законопроект по вопросам защиты материнства и детства.
Проект закона разработан в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей, а также оказания поддержки многодетным матерям. С 1 января 2020 года введено отдельное пособие для семей, имеющих четырех и более несовершеннолетних детей, которое начинается с 42 тысяч до 74 тысяч тенге. В целях недопущения ущемления в законопроекте предлагается установить размер пособия за восемь и более детей в размере 4 МРП, или на каждого последующего ребенка по 10 604 тенге. Размер пособия составляет 84 тысячи тенге, на 10 детей – 106 тысяч тенге, а также на последующих детей в размере 4 МРП.
Кроме того, в рамках законопроекта на законодательном уровне будет оказываться поддержка детям, пострадавшим от террористических действий.

Реализация политического блока реформ

Значительный прогресс был достигнут в реализации поручений Президента РК в направлении политических преобразований. В особенности стоит отметить внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях».
Согласно последним поправкам в партийное законодательство, в уставах политических партий должен содержаться пункт о порядке выдвижения кандидатов в депутаты в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, новая статья 15-1 в Законе «О политических партиях», четко обозначает необходимость минимальной 30% квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках:
Статья 15-1. Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты: Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты обеспечивает присутствие в них лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, и женщин не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.
Таким образом, данная поправка позволит стимулировать участие женщин и молодежи в общественно-политических процессах. Активное вовлечение женщин и молодого поколения в решение политических вопросов в стране позволит качественно обновлять избирательные списки новыми кандидатами.
Необходимо отметить, что поправки в партийное законодательство, гарантирующие представительство женщин и молодежи в партийных списках, соответствуют последним тенденциям мировой практики .
К примеру, за период с 1995 года по февраль 2019 года доля женщин в Парламентах (одиночные, нижние и верхние палаты вместе взятые) во всем мире по данным United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women увеличилась с 11,3% до 24,3%. Следует отметить, что сохраняются большие различия в среднем проценте женщин-парламентариев в каждом регионе. Так, по состоянию на февраль 2019 года доля женщин-парламентариев в странах Северной Европы составляет 42,5%, в странах Америки - 30,6%, в странах Европы, включая страны Северной Европы - 28,6%, в странах Африки к югу от Сахары - 23,9%, в странах Азии - 19,8%, в Арабских государствах - 19% и в Тихоокеанском регионе - 16,3%.
Участие женщин в политической жизни обеспечивается внедрением гендерных квот, которые бывают трех видов: законодательные квоты, партийные квоты, а также «зарезервированные» места .
Законодательные квоты подразумевают обязательность для всех партий иметь женщин-кандидатов при выдвижении в Парламент. Однако данные квоты различаются по странам в зависимости от требуемого минимального процента женщин-кандидатов и возможных положений о предпочтительном размещении кандидатов в этих списках. Данные квоты применяются в развивающихся странах, особенно в Латинской Америке, в Африке, на Среднем Востоке, в Юго-Восточной Европе.
Партийные квоты обязательны только для принявшей квоты партии. Партийные гендерные квоты применяются в странах Европы и наиболее распространены в Швеции, Норвегии, Нидерландах, Исландии, Германии.
Система зарезервированных мест подразумевает закрепление за женщинами ряда мест в Парламенте, на которые мужчины не могут избираться. Данный вид квоты применяется в Африке, Азии и на Среднем Востоке.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2011 года об участии женщин в политической жизни указаны следующие рекомендации:

  • принять политику политическим партиям, способствующую женщинам в полной мере участвовать во всех уровнях принятия решений в данных партиях;
  • способствовать осознанию и признанию важности участия женщин в политическом процессе на местном, национальном и международном уровнях;
  • содействовать более широкому участию женщин, которые могут быть маргинализованы, в том числе женщин из числа коренного населения, женщин-инвалидов, женщин из сельских районов и женщин любого этнического, культурного или религиозного меньшинства, в процессе принятия решений на всех уровнях.

Участие молодежи в политической жизни


В зарубежной практике распространена формулировка «квота для новичков» (newcomerquotas). Данная квота применяется в таких странах, как Руанда, Марокко, Кения, Филиппины, Кыргызстан, Румыния, Мексика, Литва, Венгрия, Турция, Украина и др. Следует отметить, что максимальный возраст «новичка» в некоторых странах составляет 45 лет.
Аналогично гендерным квотам, при распределении квот для молодежи выделяют три подхода. Первый подход, «зарезервированные места» (Уганда, Руанда и Кения), гарантирует представленность молодого поколения в Парламенте. Второй подход - наложение обязательства для всех партий в рамках закона (Филиппины, Тунис, Габон, Кыргызстан, Египет). Третий подход - партийные квоты (Швеция, Хорватия, Венгрия, Кипр, Литва и Румыния).
Большим шагом в направлении развития многопартийной системы стали поправки в Закон «О политических партиях» касательно снижения регистрационных барьеров с 40 тыс. до 20 тыс. человек. Данное изменение имеет принципиальное значение для обеспечения процесса многопартийности, а также формирования конкурентной и эффективной политической системы.
Нужно отметить, снижение регистрационных барьеров для партий в Казахстане соответствует последним тенденциям, наблюдаемым в других странах.
Так, Законом «О политических партиях», который принят в Португальской Республике в 2003 году, предусмотрено минимальное количество членов для государственной регистрации партии, которое составляет семь тысяч пятьсот человек (пункт 1 статьи 15).
В Российской Федерации в 2012 году были внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях» 2001 года. Так, требование о минимальной численности членов партии было снижено с сорока тысяч до пятисот человек (подпункт б пункта 2 статьи 3).
Согласно статье 10 Закона «О политических партиях в Украине» 2001 года для регистрации политической партии в Украине необходимы подписи не менее десяти тысяч человек. При этом деятельность политической партии может осуществляться лишь после ее регистрации, а деятельность незарегистрированных политических партий не допускается.
В Румынии согласно Закону «О политических партиях» 2003 года для регистрации политической партии необходимо представить в Бухарестский трибунал ряд документов, в числе которых должен быть список подтверждающих подписей членов партии (статья 18). При этом их количество должно составлять как минимум 25 тысяч человек (статья 19).
Важным решением в направлении демократизации казахстанской политической системы являются поправки в законодательство о парламенте и статусе его депутатов, а также по вопросам политических оппозиций. На уровне Конституционного закона «О парламенте РК и статусе его депутатов» вводится определение «парламентская оппозиция», как политических партий, представленных в мажилисе, не входящих в парламентское большинство и как правило, выступающих по политическим и социально-экономическим вопросам с иной позицией, чем парламентское большинство.
Необходимо отметить, что данное нововведение соответствует рекомендациям Венецианской комиссии. Теперь за парламентской оппозицией в Казахстане закрепляются следующие правовые гарантии: на инициирование парламентских слушаний по актуальным вопросам жизнедеятельности государства и общества, не менее одного раза за сессию, на определение повестки дня правительственных часов в парламенте, не менее 2 раз за сессию, на внесение альтернативных законопроектов к тем правительственным законопроектам, с которыми оппозиция не согласна, и другие нормы.

Закон о мирных собраниях


Разработка и принятие законопроекта о порядке организации и проведения мирных собраний заняло продолжительное время. На начальном этапе разработки общественностью был предложен свой вариант регулирования мирных собраний. Общественный совет г. Алматы, основываясь на проекте Евгения Жовтиса, директора Международного бюро по правам человека и соблюдению законности, представил альтернативный проект закона на втором заседании НСОД, по итогам которого Президент К.К. Токаев поручил Министерству информации и общественного развития РК разработать законопроект с учётом высказанных предложений и рекомендаций. Также при работе над законопроектом были учтены предложения Общественного совета при МИОР РК и рекомендации государственных органов.
В начале 2020 года Министерство представило на обсуждение нововведения о мирных собраниях. Однако первый вариант законопроекта получил широкий резонанс и подвергся резкой критике. Общественностью отмечалось включение незначительного числа изменений в действующий закон от 1995 года, который, по их мнению, устарел и не соответствовал современным требованиям общества.
Для дальнейшего совершенствования законопроекта, включения и учета общественного мнения, касательно требуемых поправок, Министерством были организованы общественные дискуссии в девяти регионах страны, по итогам которых в законопроект были внесены изменения. Таким образом, в окончательную редакцию закона было включено главное требование – изменение порядка согласования митингов с разрешительного на уведомительный .
Практически исключены все нормы, ограничивающие деятельность журналистов. Обязательным для представителей СМИ являются следующие нормы:

  • не препятствовать законным действиям организатора и участников мирных собраний, а также сотрудников государственных органов, организаций;
  • не совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях.

Важными новеллами стали регламентация основных понятий, форм и механизмов организации мирных собраний. В новом законе даны дефиниции «мирного собрания», «участника мирного собрания», «местного исполнительного органа», «согласования заявления» «митинга», «пикетирования», «собрания», «демонстрации», «шествия», «организатора мирного собрания», «специализированного места для организации и проведения мирных собраний», «уведомления».
Также прописаны права и обязанности организаторов, участников мирных собраний и компетентных государственных органов. Так, проведение мирных собраний в отсутствие организатора или представителя организатора не допускается. Уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества обязан разрабатывать и утверждать формы отличительных знаков организатора мирных собраний. Согласно новым нормам местные представительные органы города республиканского значения, столицы или района (города областного значения) определяют специализированные места для организации и проведения мирных собраний, порядок их использования, нормы их предельной заполняемости, а также требования к материально-техническому и организационному обеспечению специализированных мест.
Со стороны Сената Парламента также были внесены дополнения и уточнения касательно количества специализированных мест для пикетов, собраний, митингов в гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах, которое должно составлять не менее трех в центральных частях каждого района города либо города /при отсутствии районов внутри города.
После продолжительного обсуждения 25 мая 2020 года Главой государства был подписан Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». В целом, принятые нормы призваны сформировать новую культуру митингов и организовать обратную связь между обществом и властью, регламентировав отношения между всеми участниками мирных собраний.
В целом, перечисленные законодательные поправки повлекут благоприятные правовые и социальные последствия. В частности, повышение эффективности партийной системы; создание условий для формирования политических партий; повышение гражданской активности в обществе путем снижения требования по численности людей для создания политических партий; стимулирование участия женщин и молодежи в общественно-политических процессах путем введения 30% квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. Кроме того, важной политической реформой станут поправки касательно парламентской оппозиции. У оппозиции, у альтернативного мнения появляется важное право быть услышанным. Поправки в законопроект переводят это право из теоретической возможности в требование закона.

С полным отчетом заседания можете ознакомиться Здесь
Участники
Читайте также