НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Заседания совета
Второе заседание НСОД: первый пакет реформ - V часть
Промежуточные итоги деятельности Совета были высоко оценены отечественными и зарубежными экспертами сферы предпринимательства, правозащитниками и политологами.

ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА


Промежуточные итоги деятельности Совета были высоко оценены отечественными и зарубежными экспертами сферы предпринимательства, правозащитниками и политологами. По их мнению, предложенные реформы создадут новый импульс экономике, развитию расследовательской журналистики, что в конечном итоге будет укреплять доверие общества к власти и способствовать развитию конкурентной предпринимательской среды.
Эксперты усматривают в деятельности Совета реальную политику консервативного либерализма, способную синхронизовать политическую модернизацию и программу индустриализации нашей страны.

Марат БАШИМОВ
директор Экспертного института Европейского права и прав человека, член Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве РК:
Во всех странах мира реформы политической системы играют ключевую роль. В два раза снизили число участников партии для ее регистрации, что дает возможности собрать большее число голосов. На втором заседании было произнесено непривычное для нас словосочетание «оппозиционная партия», что международные эксперты оценивают, как огромнейший прорыв вперед. Наличие такой партии с альтернативным мнением в Парламенте, соответствуют тезису Президента РК К.К. Токаева «разные мнения – единая нация».
Теперь, все будут относиться к понятию «оппозиционность» спокойно и конструктивно. В определенном контексте можно наблюдать либерализацию свободы слова. Статья 130 УК РК не соответствовала международным стандартным - во всех странах мира статья «Клевета» находится в гражданском правовом поле. Если ты сказал что-то не так, то будешь за это отвечать своим кошельком. Поэтому, перевод в статьи в административное правовое поле позволяет говорить о свободе слова, а также дает возможность журналистам проводить свои расследования. Ведь, раньше именно из-за того, что эта статья влекла уголовное наказание, невозможно было проводить журналистские расследования. По поводу проведения митингов: на совете было принято решение о внедрении уведомительного принципа. Другое дело, что там есть свои ограничения, персональная ответственность. Президент также подчеркнул, что осуществление твоих прав не должно ущемлять права других лиц. Все в соответствии с Конституцией и международными стандартами.

Азат ПЕРУАШЕВ
Депутат Мажилиса Парламента РК, председатель партии «Акжол»:
В целом, надо иметь ввиду, что политика – это концентрированное выражение экономики. Вот здесь, когда Глава государства поручил в своем выступлении на Национальном совете защитить интересы казахстанцев в работе иностранных компаний, нужно отметить важность компонента. Потому что мы видим не только вопросы трудовых прав, тут есть вопросы и по задержке выплат казахстанским предприятиям иностранными недропользователями. Причем это происходит месяцами и годами на миллиарды сумм. Усиление политических рычагов создает возможности для эффективной защиты национальных экономических интересов, в том числе и нашей партии.

Айсана СМАН
Член Комиссии по правам человека при Президенте РК:
Своевременными изменения в законодательстве по поводу декриминализации считает Айсана Сман:
Для того чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности, должна быть определенная процедура, механизм привлечения. Но, к сожалению, именно эта статья в такой ее редакции, которая предусмотрена в Уголовном кодексе, позволяет правоохранительным органам привлекать лицо к уголовной ответственности, который осуждается на реальный срок лишения свободы по решению суда и приводит к судимости. Это неправильно.

МНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ

Эммануил МКРТЧЯН
Экономический обозреватель, генеральный директор армянского независимого информационного агентства «АрмИнфо»:
«В Казахстане уже заложен достаточный экономический и образовательный базис для политической модернизации общества, мейнстримом которой становятся принципы справедливой социальной, можно сказать, публичной конкуренции, способной придать новый импульс экономике в ее непростом переходе от сырьевой направленности к технологической индустриальной доминанте. Для такого перехода просто необходимо наличие в стране крепкого и независимого «третьего сословия», способного проявлять инициативу и стремление к тому, чтобы менять мир вокруг себя, собственную среду, делая ее более свободной и конкурентной.
В своем выступлении в ходе второго заседания Нацсовета Президент Казахстана К.К. Токаев коснулся большого числа нерешенных вопросов, наметив реальные пути и конкретные рецепты преодоления накопившихся проблем. При этом, курс казахстанского руководства на синхронный переход к дальнейшей политической модернизации и к третьей программе индустриализации не случаен. В этом курсе усматривается реальная политика консервативного либерализма, которая при грамотном управлении способна придать обществу большой потенциал динамического развития».

Бахтиер ЭРГАШЕВ
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no»:
Видение основных направлений реформ в стране на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом они многоаспектные и ориентированы на комплексный подход. «Например, реформа финансового сектора, бюджетного процесса и реформа квазигосударственного сектора связываются с более активным участием в данных процессах гражданского общества. А реформа системы землепользования напрямую связывается с вопросами социального благополучия и общественной стабильности. Данная связка механизмов и инструментов реализации комплексных, многосоставных реформ в единое целое – есть главное, что привлекает внимание и интерес к данному выступлению.

Эльхан ШАХИНОГЛУ
Азербайджанский эксперт, руководитель Центра политических исследований «Атлас»:
Президент ставит разные цели перед Советом и в то же время слушает и принимает во внимание предложения его членов, куда вошли известные общественные деятели, экономисты и политологи. Исходя из выступления Токаева на Совете, можно сделать выводы, что он доволен его работой, поскольку его деятельность укрепляет доверие общества к власти. Диалог между властью и обществом - важный фактор для каждого государства, для которого нужны важные инструменты.
В Казахстане роль этого важного инструмента стал играть НСОД. Например, формула Главы РК «разные мнения – единая нация» - обсуждения и решения принимаются именно в рамках этой формулы, ведь, как и в каждом государстве, в РК тоже имеются вопросы, которые требуют детального об- суждения. В рамках НСОД обсуждаются данные проблемы и на основе этих обсуждений принимаются важные решения.
Демократия это не только права отдельных личностей, это и огромная ответственность. Она должна служить людям, развитию государства и стабильности. К сожалению, не всегда лозунги под прикрытием демократии приводили ряд стран к решению разных проблем - наоборот, создавали ситуацию безвластия, а иногда приводили к междоусобице. Казахстан выбрал верный путь – диалог власти и общества через возможности НСОД укрепляет государство и в то же время решает разные острые проблемы.

Участники
Читайте также