НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Заседания совета
Второе заседание НСОД: первый пакет реформ - III часть
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ. В рамках реформ по политической модернизации Главой государства были представлены следующие меры:

Принцип организации митингов


На данный момент, правила проведения митингов определяются законом «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан». Согласно ст. 3 УК РК, заявление на проведение митинга его организаторы должны подать не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты мероприятия.
Пересмотр законодательства о митингах коснулся не только Казахстана, но и других стран СНГ, таких, как Беларусь, которая в 2019 г. тоже включила уведомительный принцип, как один из основополагающих в законодательстве о митингах.
Митинги и протесты превращаются в общемировую тенденцию. Экспертное сообщество называет 2019 год годом волнений. Многотысячные марши «желтых жилетов», протесты в Великобритании, Испании, Чехии, Ираке, Гонконге и других странах повлекли многозначительные и долгоиграющие последствия в виде поиска консенсуса с протестующими по проблемным вопросам, в других случаях полную смену режима и насильственные столкновения.
Таким образом, политическое руководство Казахстана самостоятельно и осознанно делает шаги на пути реформирования политической системы и выстраивания конструктивного диалога. По мнению главы государства, представители власти в Казахстане не считают, что несогласие — это общественно опасное явление.
Поручение Главы государства:
В целях развития культуры проведения митингов и стимулирования процесса публичного выражения позиций граждан поручено внедрить уведомительный принцип организации митингов.

Квота в избирательных партийных списках

В рамках реализации гендерной политики (2006-2016 гг.) в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в первый год реализации Гендерной стратегии (2006 г.) доля женщин составляла 10,4%, а в завершающем году (2016 г.) она увеличилась до 27,1%. По состоянию на 1 января 2018 года доля женщин достигла уже 44,7%. Однако, даже несмотря на это, показатели индекса гендерного равенства значительно снизились за последние 5 лет в Казахстане. В 2019 году республика заняла 60 место в мировом рейтинге, по сравнению с 28-м в 2013 году. Одним из основных критериев оценки являются политические права и возможности для женщин.
Стремление Казахстана сократить гендерные и возрастные разрывы в политике, бизнесе и остальных сферах является сегодня необходимостью и закономерным шагом на пути к строительству общества равных возможностей.
Поручение Главы государства:
В целях создания социальных, а также общественно-политических лифтов поручено внедрить обязательную 30%-ную квоту в избирательных партийных списках для женщин и молодежи.

Регистрация политических партий и парламентская оппозиция

Развитое демократическое общество предполагает в первую очередь открытость и плюрализм мнений, концепций, голоса которых в наилучшем случае должны быть структурированы и оформлены в политический институт. Казахстанское общество располагает всеми условиями для развития сильного гражданского общества, что подтверждается наличием множества неправительственных организаций, независимых средств массовой информации и т.п. Таким образом, наше общество плавно подошло в фазе естественного формирования сильных и авторитетных политических меньшинств, которые должны быть представлены в Парламенте страны.
Конкурирующая парламентская оппозиция станет одним из наиболее эффективных способов предотвращения опасной поляризации общества, радикализации отдельных групп, а также бюрократизации государственного аппарата.
В Индексе демократии 2019 г. Казахстан набрал 2.94 балла, с минимальной отметкой в 0.5 балла в категории Избирательный процесс и плюрализм, несмотря на то, что политическое участие оценено в 4.44 балла, что еще раз говорит о необходимости развития конкурирующей парламентской оппозиции и политического плюрализма.
Поручение Главы государства:
В целях повышения гражданской активности и политической конкуренции поручено снизить регистрационные барьеры для создания политической партии с 40 до 20 тысяч членов. В целях обеспечения системной работы альтернативной деятельности в законодательном пункте власти поручено внедрить институт парламентской оппозиции.

Декриминализация и гуманизация законодательства

Равенство прав и свобод граждан является неотъемлемой частью реализации модернизации политической системы Казахстана. Приоритет принципа «сначала экономика, потом политика» постепенно уступает свое место необходимости общественных преобразований, когда на первый план выходят процессы углубления демократических реформ. Это в первую очередь подтверждается последними трендами в общественно-политической жизни страны.
В последние годы наиболее острую полемику среди юридического и журналистского сообщества вызывали статьи 174 и 130 УК РК. По их мнению, такие обвинения как «возбуждение социальной розни», «клевета», «распространение заведомо ложной информации» и другие содержат неопределённые формулировки, которые на практике имеют риск произвольного и расширительного применения.
В свою очередь, спектр общественных мнений показывает, что в обществе давно назрел запрос на перемены, а именно на совершенствование отношений между государством и обществом. Протестная активность 2019 года ярко продемонстрировала рост культуры политического участия граждан, способность гражданского общества представлять свои интересы посредством самоорганизации и путем мирных митингов. Значимость укрепления демократических принципов не раз поднималась на заседаниях НСОД.
Поручение Главы государства:
В целях повышения качества прав и свобод казахстанских граждан поручено обеспечить присоединение ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах; гуманизацию статьи 174 УК РК; смягчение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по статье 174 УК РК; декриминализацию статьи 130 УК РК.

Реформы в направлении Политической модернизации

Реформы Исполнитель
Внедрение уведомительного принципа организации митингов, посредством внесения изменений в соответствующий Закон Правительство РК
Снижение регистрационных барьеров для создания политической партии с 40 до 20 тысяч членов. Правительство РК
Внедрение обязательной 30%-ной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодежи. Правительство РК
Внедрение института парламентской оппозиции. Законодательное закрепление основы политического меньшинства в парламенте посредством дополнения закона «О Парламенте» нормами, гарантирующими политическое меньшинство. Правительство РК
Присоединение ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах. МИД РК
Гуманизация статьи 174 УК РК. Отказа от формулировки «возбуждение» и использования вместо нее более точного юридического понятия «разжигание». Правительство РК
Смягчение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по статье 174 УК РК и имеющих положительное заключение правоохранительных органов. В частности, внедрение норм по исключению этих лиц из перечня, ограничивающего права по распоряжению финансами и имуществом. Предоставление данным лицам минимального размера ежемесячной заработной платы в расчете на каждого члена семьи и разрешение открытия и ведения банковских счетов. Правительство РК
Декриминализация статьи 130 УК РК о «клевете» посредством ее перевода в Административный кодекс. Правительство РК

Вывод:

В целом, реформы, озвученные Главой государства в экономической, социальной и политической сферах, отражают запросы и интересы широких слоев населения. При этом, особый акцент на начальном этапе модернизационного процесса согласно срокам внедрения, будет уделяться экономическим преобразованиям. В то время как реформы в направлении социальной и политических аспектов качественно дополнят процесс либерализации государственной политики.
Реформы, представленные Главой государства крайне важны для поступательного развития Казахстана. Усиление подотчетности власти, стимулирование общественного контроля, а также развитие гражданских свобод позволят аккумулировать самые разные мнения общественности и принимать прогрессивные законы. В свою очередь создание условий для политической конкуренции позволит более конструктивно обсуждать проблемные вопросы в публичном поле и соответственно принимать эффективные решения в государственной политике.

С полным отчетом заседания можете ознакомиться Здесь
Участники
Читайте также